Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Немецкий язык»Содержание №14/2008

Leserbrief

Школа – вуз: преемственность и трудности в процессе обучения иностранному языку

В наше время уделяется достаточно серьёзное внимание как изучению, так и обучению иностранному языку. Всем стало абсолютно понятно, что иностранный язык нужно знать, а знания необходимо применять на практике. Однако осознание необходимости – ещё не решение проблемы.
Обучение иностранному языку начинается, как правило, в школе. Очень важно на начальном этапе привить любовь, любопытство, интерес к изучаемому иностранному языку и к стране или странам изучаемого языка. Мы часто говорим фразу: «Мы родом из детства». Я бы добавила ещё: «И из юности». Наиболее яркие ощущения и воспоминания детства и юности человек проносит с собой через всю жизнь. До сих пор помню свою первую учительницу немецкого языка, как она нас – четвероклассников – увлекала, подбадривала, уверяла, что мы сумеем бегло и красиво говорить на этом трудном, но прекрасном языке.
Хочу заметить, что привить любовь к немецкому языку не так-то просто в наши дни, когда везде господствует английский. Однако немецкий язык имеет свою аудиторию, своих поклонников, как французский, испанский, итальянский и другие языки. Эти люди изучают немецкий язык сами и вдохновляют на его изучение своих детей, близких, знакомых.
Учитель, его личность, чрезвычайно важны на начальном этапе обучения, да и потом тоже. Очень часто получается так, что наиболее квалифицированные преподаватели иностранного языка обучают детей в старших классах, когда уже должны быть сформированы определённые навыки и умения. А кто их сформировал и сформировал ли вообще?! Необходимо, чтобы на начальном этапе предмет вёл очень хороший, опытный, сильный специалист.
Являясь преподавателем вуза, а также имея опыт переводческой деятельности и преподавания немецкого и английского языков в школе, хочу сказать, что издержки преподавания в школе плавно перетекают в вузы. Каждый учебный год наблюдаю это у первокурсников.
Многие студенты с предубеждением относятся к тому, что надо тщательно готовиться к занятиям, регулярно заниматься, посещать занятия, так как многие из них в старших классах учились экстерном. Они в какой-то мере утрачивают навык обязательного посещения учебного заведения.
Студенты 1-го курса собираются из разных городов и школ, они привыкли к разным требованиям, разным методам преподавания, поэтому приходится регулярно проводить разъяснительные беседы.
Зачастую уровень знаний так разнится, что студенты, понимая это, сами идут на дополнительные занятия, курсы, много и усердно работают самостоятельно. Обычно первый год уходит на выравнивание группы, укрепление знаний грамматики и лексики, развитие разговорной практики, изучение основ деловой лексики.
Особо хотелось бы сказать о роли фонетики. Хорошее произношение способствует тому, что ученик/студент испытывает удовольствие, радость от иностранного языка и гордость за самого себя. Часто отношение к немецкому языку меняется, когда люди слышат красивое правильное произношение.
Всем первокурсникам, начиная с сентября, рассказываю о том, что они будут изучать год за годом в стенах данного учебного заведения, каков должен быть итоговый результат. Таким образом ставлю цели и задачи, которые нам предстоит решить совместными усилиями, заставляю их самих оценить свои возможности и обдумать последующую работу.

Наталья Таркина,
Российская экономическая академия им. Плеханова