Methodisches
Концептуальные основы профильного обучения (тезисно)
И.Л. Бим,
доктор педагогических наук, профессор, академик РАО,
Москва
Тезис 1.
Профильное обучение иностранному языку – это углублённое изучение иностранного языка, а также специализация, т. е. ориентация на дальнейшее продолжение образования в выбранном направлении (например, в вузе) с целью овладения соответствующей профессиональной деятельностью.
Тезис 2.
Иностранный язык как профильный учебный предмет (6 часов в неделю) представлен в базисном учебном плане (в качестве примера) только в филологическом профиле. Он комплектуется из следующего набора профильных учебных предметов: русский язык, литература, первый иностранный язык, второй иностранный язык при некотором сокращении объема и недельных часов на общеобразовательные учебные предметы (для предот¬вращения перегрузки школьников).
Тезис 3.
Филологический профиль ориентирует (в соответствии со стандартом) на продолжение образования в специализированном вузе и на профессии: литератор, учитель/преподаватель иностранного языка, лингвист, переводчик, библиотекарь.
Тезис 4.
Цели профильного обучения иностранным языкам:
1. Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции и некоторое расширение её компонентного состава (за счет включения элементарных основ лингвистической компетенции и перевода как профессионально-ориентированного умения).
2. Развитие и воспитание личности старшеклассника, а именно:
- способности к личностному и профессиональному самоопределению;
- формирование активной жизненной позиции как патриота, гражданина, субъекта межкультурного взаимодействия;
- развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение сотрудничать, толерантность и т. п.;
- развитие способности и готовности к самообразованию, к самостоятельному изучению иностранного языка с его использованием в разных областях знаний;
- развитие опыта творческой деятельности, в том числе в области исследовательской работы в русле профиля.
Тезис 5.
Основными принципами профильного обучения являются:
1. Принцип социокультурной / культуроведческой / межкультурной направленности обучения.
2. Принцип коммуникативно-когнитивной направленности обучения.
3. Принципы дифференциации и индивидуализации обучения.
4. Принцип учёта и развития профессиональной ориентации старшеклассников.
5. Принцип возрастания удельного веса самостоятельной работы учащихся, развития их автономии, сознательного отношения к организации своей деятельности.
6. Принцип интенсификации речевого и социального взаимодействия школьников средствами иностранного языка, широкое использование таких технологий, как проектная методика, профессионально-ориентированная ролевая игра и др.
7. Принцип опоры на уже имеющийся опыт учения, развитие самообразовательных потребностей в изучении иностранного языка.
8. Принцип преемственности между всеми звеньями системы языкового образования.
9. Принцип продуктивности, нацеливающий на совершенствование как материальных продуктов учебной деятельности (речевых высказываний в форме устных и письменных текстов), так и нематериальных в виде принятия смыслового решения в результате чтения или прослушивания текста (интересно / неинтересно, нужно / не нужно), а также интегрированных продуктов проектной деятельности: таблиц, страноведческих альбомов, коллажей и пр.
Тезис 6.
Профильный курс имеет многоярусную структуру. В её основе базовый курс как инвариантное ядро содержания обучения (1-й ярус); материалы для его расширения, углубления и более детальной проработки (2-й ярус); профильно-ориентированный материал (3-й ярус); элективы, практики (4-й ярус).
Тезис 7.
Элективные курсы углубляют, дополняют, модифицируют, видоизменяют профиль. Они выполняют три основные функции:
1. Способствуют углублению, расширению профиля в целом или отдельных профильных учебных предметов, их частей.
2. Служат средством для овладения с помощью иностранного языка другой предметной областью (её элементарными основами).
3. Придают профилю прикладную направленность.
Тезис 8.
Филологический профиль, по мнению части учителей, в чистом виде (как он представлен в базисном учебном плане) мало востребован. Но он может быть модифицирован за счёт ориентации обучения на более разнообразные и, возможно, более востребованные специальности, например, журналиста (в том числе радио- и тележурналиста), редактора (иноязычных газет, журналов), специалиста в области международных отношений, таможенного дела, внешней торговли, социально-культурного сервиса и туризма, в области защиты информации и т. п.
Тезис 9.
Модификация филологического профиля может осуществляться двумя путями:
1. С помощью элективных курсов.
2. За счёт некоторых изменений в содержании профильного обучения, например, за счёт привлечения соответствующих текстов и способов деятельности, ориентированных на конкретную специальность – например, журналиста: интервьюирование, написание обзора событий (репортаж), аннотирование и т. п.
Тезис 10.
Иностранный язык в качестве профильного учебного предмета (5–6 часов в неделю) может быть включён в любой другой профиль по желанию учащихся (благодаря своему межпредметному характеру он может интегрироваться с любой другой предметной областью). Для этого надо знать, как комплектуется профиль. Авторы концепции профильного обучения А.А. Кузнецов и др. предложили алгоритм. Действует он по принципу рокировки: базовый учебный предмет меняется местом с профильным, профильный становится базовым (иногда с потерей части часов). Поэтому это возможно только при наличии в педагогическом коллективе полного взаимопонимания, желания всех учителей-предметников считаться с запросами школьников.
Тезис 11.
Как может быть организовано профильное обучение? Существует два уровня рассмотрения вопроса. На самом общем уровне две модели: внутришкольная и сетевая (школы с ограниченными возможностями организации профильного обучения группируются вокруг одной, выступающей в качестве ресурсного центра). Во всех случаях возможна кооперация с учреждениями дополнительного образования. На уровне учебно-воспитательного процесса в определенной мере сохраняется классно-урочная система. Однако:
1. Организуются «выходы в социум», практики (например, в редакции иноязычной газеты / журнала, с помощью проектной деятельности).
2. Используются вузовские формы работы (лекции, семинары).
3. Составляются индивидуальные учебные планы, программы, которые позволяют индивидуализировать обучение, включить учащихся разных классов одной параллели в небольшие профильные группы и пр.
Тезис 12.
Технологии обучения.
Применяются личностно-ориентированные технологии:
1. Обучение в сотрудничестве.
2. Проектная методика.
3. Работа с языковым портфелем (портфолио).
4. Профессионально-ориентированная ролевая игра.
5. Здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма, перевода; чередование активности – интеллектуальной, эмоциональной, двигательной и т. д.).
Тезис 13.
Введение профильного обучения обеспечивает:
1. Нацеленность на полное развитие личности каждого школьника, учет его интересов, способностей, возможностей.
2. Большую практическую направленность образования старшеклассников, облегчает процесс их самоопределения и социализации.
3. Некоторую разгрузку школьников за счет дифференцированного подхода к объему содержания учебных предметов (базовых и профильных).
4. Мягкий переход от общего среднего образования к профессиональному.