Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Немецкий язык»Содержание №2/2007

Methodisches

Как разрабатывать элективные курсы?

А.А. КОЛЕСНИКОВ, ассистент кафедры немецкого языка и МП Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, аспирант ИСМО РАО

Введение

Внедрение в рамках профильного обучения особых учебных предметов – элективных курсов – вызывает в настоящее время у учителей множество вопросов. Не всегда представляется ясным, как именно разрабатывать подобные курсы, какова должна быть их длительность, система оценивания, их количество и т. д. Ситуация усугубляется тем, что во многих школах вообще отсутствуют разработки элективных курсов, т. е. у учителей нет примеров, на основе которых они могли бы создавать элективы. Вместе с тем администрация школ, стараясь выполнить «плановые нормы» повсеместного введения профильного обучения, заставляет учителей-предметников буквально ставить производство элективных курсов на конвейер, забывая, что разработка элективного учебного предмета, как и любого другого, требует хорошей методической подготовки, глубокой проработки материала и не может осуществляться в подобной спешке. В связи со сложившимся положением дел (острым дефицитом элективов, с одной стороны, и требованиями как можно быстрее внедрить их в процесс обучения – с другой) возникает необходимость ознакомить учителей с основными требованиями к элективным курсам.

Заметим, что специфика разработки электива во многом зависит от особенностей специализации профиля или ряда профилей, для которого или которых он проектируется. Есть, однако, и общие нормы, которым должны отвечать все элективные курсы. Данная статья представляет собой попытку систематизировать общие требования к элективам, а также рассмотреть несколько подробнее элективные курсы, ориентированные на филологический профиль [1].

Общие положения

1. Определение

Элективные учебные предметы – это обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения (см. БУП). В отличие от факультативов, участие или неучастие в которых полностью зависит от желания школьников, элективы обязательны для посещения. Выбор конкретных элективных курсов предоставляется учащимся. Количество курсов, которые должен выбрать школьник, зависит от количества часов, выделяемых школьным компонентом на элективы, и длительности курса (см. пункт 6).

Введение элективных курсов предусмотрено не только для профильной старшей школы, но и в период предпрофильной подготовки (9-й класс), а также в рамках базового курса.

2. Задачи

К основным задачам элективов относятся:

В соответствии с этими задачами можно выделить следующие виды элективов:

Оговоримся ещё раз, что приведённая классификация уточняется и корректируется в зависимости от специфики профиля.

3. Содержание

Содержание элективного курса должно отражать его качественное отличие от профильного или базового курса. Это значит, что электив не должен дублировать содержание курса из Федерального компонента БУП. Отбор содержания электива зависит от задач этого курса: это может быть углубление профильного курса, осуществление междисциплинарной интеграции, реализация прикладной направленности обучения в рамках профиля (т. е. ориентация обучения на освоение элементарных основ будущей профессиональной деятельности) и т. д.

Одна из характерных особенностей содержания элективных курсов – их гибкий характер, возможность их модификации, вариативность. Элективные курсы – лучшая почва для реализации личностно-ориентированного подхода, полноценного учёта интересов учащихся. Если старшеклассники проявляют особый интерес к какому-либо аспекту содержания, то на нём следует остановиться более подробно, не жалеть для этого времени.

4. Формы занятий

Содержание электива должно нацеливать на самые разнообразные формы занятий – от традиционных классно-урочных до реальной практической деятельности, «выхода в социум».

В рамках элективных курсов предполагается введение некоторых вузовских форм занятий (благодаря чему элективы выполняют функцию связующего звена между профильным и профессиональным образованием): лекции, семинары, лабораторные занятия и др.

5. Оценивание

При оценивании достижений учащихся возможно использовать один из следующих вариантов:

1. Зачтено / не зачтено. Отметка о зачёте выставляется, если учащийся относительно полно усвоил материал курса, активно участвовал в выполнении практических заданий, успешно справился с заключительным тестом к курсу (дал правильные ответы не менее чем на 70% вопросов). В качестве зачётной работы может выступать не только тест, но и, например, презентация результатов работы над проектом, разработки собственного материального или интеллектуального продукта и т. д.

2. Рейтинговая система (при условии, что в 10–11-х классах данной школы функционирует модульно-рейтинговая система). В данном случае материал элективного курса, как и профильного, разделяется на модули, т. е. независимые друг от друга учебные единицы (подробнее см. пункт 7). Оценивание достижений учащихся при подобной форме организации учебного материала может осуществляться в баллах по накопительному принципу. При этом контрольные задания можно распределить по нескольким уровням сложности, в зависимости от которых будет начисляться то или иное количество баллов. Так, к первому уровню могут относиться задания на выявление знания фактов, понятий, теории и т. д. Ясны цель, ситуация и действия для решения задачи. Уровень 2 – это применение полученного знания и / или умения в знакомой ситуации. В задачах есть цель и ситуация, а от учащегося требуется применить ранее усвоенные действия по её решению. Критерием оценивания служит правильное приложение полученного знания к решению стандартных учебных задач. Уровень 3 – это применение полученного знания в нестандартных ситуациях. В задаче есть цель, но нет указаний на способы её достижения. Критерий: учащийся вычленяет из необычной ситуации элементы стандартных учебных ситуаций, приводит достаточно строгую аргументацию правильности решения нестандартной задачи. Задания 4-го уровня подразумевают, что цель деятельности известна в самой общей форме, а поиску подвергается и подходящая ситуация, и действия, ведущие к достижению цели. Ученик действует «без правил», но в известной ему области. К этому уровню сложности относится исследовательская деятельность [4]. Отбор уровней сложности заданий, используемых в курсе, как и распределение баллов по этим уровням, зависит от особенностей каждого конкретного электива.

Максимальный рейтинговый балл для каждого модуля равен 100. При этом модуль считается успешно пройденным, если учащийся набирает 70 баллов.

6. Длительность

Длительность элективного курса для 10–11-х классов составляет максимально 72 часа в год (т. е. 2 часа в неделю). Курсы могут быть различной продолжительности: четверть, полугодие, год – в зависимости от их целей и содержания.

При составлении своего индивидуального учебного плана и выборе элективных курсов учащийся должен учитывать два фактора: длительность самого электива и число недельных учебных часов, предусмотренных в профиле для элективных учебных предметов. Так, если в профиле отводятся на элективы 5 часов в неделю, то школьник может выбрать, например, два курса по 2 часа в неделю и один курс (1 час в неделю) длительностью в один учебный год. Либо он может выбрать на предстоящий год шесть аналогичных курсов, но длительностью в одно полугодие каждый. В любом случае, каждую неделю ученик должен затрачивать 5 часов на элективы.

Заметим, что число недельных часов для элективных курсов различается в зависимости от профиля [5].

7. Компонентный состав

В соответствии с требованиями к компонентному составу элективных курсов [6], каждый курс должен состоять из: 1) титульного листа; 2) пояснительной записки; 3) содержания изучаемого курса; 4) методических рекомендаций; 5) рекомендуемой литературы. При этом каждый из перечисленных компонентов включает в себя:

Титульный лист:

Наименование образовательного учреждения
Где, когда и кем утверждена программа
Название элективного курса
Класс
Ф.И.О. автора и должность
Город, год

Пояснительная записка:

Аннотация к курсу
Указание на место и роль курса в профильном обучении
Цели и задачи
Сроки реализации
Основные принципы отбора и структурирования материала
Методы, формы, режим занятий
Предполагаемый результат
Инструментарий для оценивания

Содержание курса:

Перечень разделов, тем и их реферативное описание
Количество часов на изучение каждой темы
Вид занятий

Методические рекомендации:

Основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме
Описание приёмов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий.

В случае если элективный курс реализует модульно-рейтинговую систему обучения, то содержание и методические рекомендации войдут в структуру каждой отдельной учебной единицы, т. е. модуля. В соответствии с рекомендациями разработчиков модульно-рейтинговой системы, структура каждого модуля элективов будет содержать: 1) цели изучения модуля; 2) описание содержания обучения в рамках кон¬кретного модуля; 3) критерии усвоения содержания модуля (см. пункт 5); 4) методическое руководство. [7]

Аннотация к курсу должна быть написана на понятном для школьников и их родителей языке. Решая, какой курс выбрать, школьники будут читать именно аннотацию, поэтому от неё во многом зависит, будет ли курс пользоваться спросом.

Для упрощения выбора школе рекомендуется издавать брошюры с перечнем элективных курсов и краткими аннотациями к ним.

Элективные курсы для филологического профиля

В этом разделе вкратце обозначим особенности иноязычных элективных курсов, соотносящихся с филологическим профилем. И.Л. Бим выделяет три типа курсов для этого профиля:

1. Имеющие ту же предметную направленность, что и профиль, и служащие расширению и углублению профильного курса.

2. Имеющие направленность на изучение другой предметной области средствами иностранного языка.

3. Имеющие прикладной характер и знакомящие учащегося с какой-либо специализированной деятельностью с использованием иностранного языка.

Если рассматривать в качестве цели обучения иностранному языку собственно языковые, речевые, а также социокультурные знания, навыки и умения (что относится к основной задаче филологического профиля), то создаваемые элективные курсы будут относиться к первому типу (имеющему ту же направленность, что и профиль) и будут служить расширению профильной учебной дисциплины, углублять именно филологические знания, навыки и умения и соответствующие способы деятельности. Примерами могут служить такие курсы, как «Известные личности Германии (США, Великобритании и пр.)», «Литература и искусство страны изучаемого языка», «Разговорный английский», «Стилистика» и т. д.

Если рассматривать изучение иностранных языков как средство для достижения более частной в рамках данного профиля специализированной цели, то элективный курс будет являться уже не только средством углубления и расширения профильной дисциплины, но в гораздо большей степени способом её модификации (видоизменения), когда профильный предмет (иностранный язык) выступает в качестве средства приобщения к иным областям научного знания. Это может быть и абсолютно новая предметная область – «Основы международного права (обществознания, экономики и т. п.)», и, например, знакомство с общей теорией коммуникации – «Межкультурная коммуникация». В данном случае речь идёт о втором типе элективных курсов, имеющих направленность на изучение другой предметной области средствами иностранного языка.

Первые два типа элективных курсов имеют целью развитие универсальных мыслительных операций, формирование целостной картины мира, общего кругозора. Такие курсы, благодаря своей направленности на расширение научного кругозора учащихся, более универсальны по своей сути, так как в результате могут открыть перед учениками большой спектр возможностей для выбора будущей деятельности.

Наконец, третий тип курсов – это реализация прикладной направленности профильной дисциплины. Практической задачей подобного элективного курса будет являться более целенаправленное, чем в углубляющих профильный предмет элективных курсах, ознакомление учащегося с основами его предполагаемой профессиональной деятельности. Курс будет служить тому, чтобы «подстроить» учебный предмет к заданной профессии (например, переводческой, журналистской деятельности), расширяя его обязательными для изучения основ этой профессии материалами, включая специфические виды деятельности, и при необходимости привлекая другие учебные дисциплины – таким образом, создавая новый интегрированный элективный учебный предмет, в котором иностранный язык выполняет прикладную функцию. Таким образом, прикладные элективные курсы – это элективные курсы, опирающиеся на материал профильного курса иностранного языка и привлекающие дополнительные материалы из других специализированных профессионально-ориентированных дисциплин для ознакомления на их основе с элементарными основами определённой сферы профессиональной деятельности, используя иностранный язык как средство для осуществления этой деятельности в самых элементарных пределах.

Последний тип курсов можно условно разделить на два подтипа:

Особенность второго подтипа заключается в том, что данные элективные курсы будут характеризоваться более ярко выраженной междисциплинарностью и интегративностью.

В конце статьи заметим, что внедрение элективов в практику только начинается, поэтому, несмотря на разработанные теоретические основы и требования, вряд ли удастся избежать трудностей и непредвиденных проблем. Это лишний раз подтверждает, что к разработке элективных курсов следует подходить как можно более тщательно и ответственно. Однако только практика поможет проверить, насколько действенны те или иные теоретические положения, а также, в случае необходимости, скорректировать концептуальные основы разработки элективов. В этой связи хочется обратиться к учителям иностранного языка, которые уже занимаются практикой преподавания элективных курсов, с просьбой присылать свои пожелания, комментарии, предложения, описание возникающих трудностей при проведении иноязычных элективов по адресу: 119435, Москва, ул. Погодинская, д. 8. Институт содержания и методов обучения РАО, Отдел обучения иностранным языкам.


1) Автор статьи опирается на примерные учебные планы для некоторых возможных профилей, представленные в базисном учебном плане (далее – БУП). См.: Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2–11-е классы. – М.: Астрель: АСТ, 2004.
2) См.: Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: Астрель: АСТ, 2004.; Ермаков Д.С., Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения // Профильная школа. – 2004. – №3. С. 7–8.
3) См.: Каспржак А.Г. Элективные курсы в учебном плане старшей профильной школы.
http://www.websib.ru/noos/technology/pedsovet.html; Департамент общего и дошкольного образования.
Информационное письмо об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования от 13.11.2003 // Профильная школа. – 2003. – №3. С. 3–4.
4) См. подробнее: Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: методические рекомендации / под ред. М.В. Рыжакова. – М.: СпортАкадемПресс, 2005.
5) См. примерные планы профилей в: Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: Астрель: АСТ, 2004.
6) См.: Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2005.
7) См.: Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: методические рекомендации / под ред. М.В. Рыжакова. – М.: СпортАкадемПресс, 2005.