Methodisches
Методика разработки программы элективного курса
Предпосылки написания программы
Программа как средство перевода научных знаний в плоскость усвоения их учащимися способствует преодолению стихийности и хаотичности учебного процесса, обеспечивает системность в подаче учебного материала, разрабатывает средства достижения поставленной цели и дает возможность контролировать достижения. Хорошая программа корректируется по ситуации и носит ориентировочный характер.
Эмпирический способ составления программы гипотетического элективного курса предполагает определенный уровень подготовленности учителя и учащихся:
- научные знания педагога;
- опыт его практической деятельности;
- психолого-педагогическую готовность обучения;
- исходный уровень подготовки учащихся.
Но в первую очередь необходима
- педагогическая интуиция, т. е. способность к стратегическому, тактическому и методическому планированию во времени, пространстве и реальном человеческом общении.
Учитель-практик должен уметь ясно, конкретно, реалистично ставить цель, прогнозировать обеспеченность ее ресурсами, определять степень внутренней и внешней мотивации учащихся к конкретной учебной деятельности в ограниченном промежутке времени. Успешная программа может и должна с наименьшими временными и ресурсными затратами логично и увлекательно развертывать актуальное содержание темы. В этом смысле программа кардинально отличается от намерения, мечты и фантазии.
Требования к программе элективного курса
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки и профильного обучения должна:
- соответствовать концепции профильной школы, т. е. позволять учащимся оценить свои потребности, склонности и возможности и сделать ответственный выбор профиля дальнейшего обучения;
- обладать практической направленностью, т. е. давать возможность осуществить «социальные пробы» и сформировать представление о возможной практической и профессиональной деятельности;
- обладать логикой построения и подачи учебного материала, быть хорошо структурированной и связной по содержанию;
- быть реалистичной по времени и затраченным ресурсам, чувствительной к возможным сбоям;
- предполагать активные методы обучения, дающие учащимся возможность сделать осознанный выбор для продолжения (профессионального) образования;
- иметь определенную степень новизны и мотивирующий потенциал, вызывающие стабильный познавательный интерес к предмету и развивающие коммуникативно-прагматические умения;
- иметь определенную степень обобщенности содержания, что позволяет развивать общеучебные и надпредметные умения и навыки; – состоять из нескольких блоков или модулей, позволяющих использовать ее для различного контингента и при необходимости корректировать цели и задачи обучения.
Алгоритм написания программы
Перед тем как приступить к написанию официального документа программы элективного курса, рекомендуем заполнить таблицу 1:
Данная таблица содержит практически всю необходимую информацию для написания авторской программы, которая включает:
- пояснительную записку с указанием адресата, целей, задач, ожидаемых результатов и форм контроля уровня достижений;
- тематическое содержание курса обучения с указанием количества часов (учебно-тематический план);
- методический компонент: формы реализации программы, используемые технологии;
- перечень используемой литературы (обязательной, в качестве опорного учебного пособия, дополнительной и авторских материалов) и библиографию;
- краткую аннотацию для учащихся и их родителей.
Рабочая таблица может выглядеть следующим образом (см. табл. 2).
После заполнения таблицы необходимо трансформировать ее в четко структурированный текст и дополнить приложением, в котором представлены авторские материалы, разработки отдельных уроков или учебных модулей.
Из книги: Предпрофильная подготовка и профильное обучение: иностранный язык: Сборник программ элективных курсов по иностранным языкам: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: Л.К. Никитина, И.В. Ларионова. – СПбАППО, 2005.
Таблица 1
Алгоритм составления программы элективного курса
1. Название элективного курса |
|
2. Тип элективного курса | |
3. Продолжительность/количество часов (в блоке и модулях) | |
4. Цели и задачи (с учетом типа курса и его функций) | |
5. Тематическое содержание (с указанием количества часов) | |
6. Технологии (используемые учителем) | |
7. Виды деятельности (предлагаемые учащимся) | |
8. Возможные «социальные пробы». Ожидаемый результат | |
9. Ориентация на профиль (для предпрофильной подготовки) | |
10. Опорный/дополнительный рабочий материал |
Таблица 2
Рабочая таблица
Название |
Тип/ Продолжительность |
Цели и задачи |
Содержание/ Количество часов |
Технологии, предлагаемые учителем |
Виды деятельности учащихся |
Ориентация на профиль/Результат/ Конечный продукт |