Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Немецкий язык»Содержание №2/2007

Methodisches

Методика разработки программы элективного курса

Предпосылки написания программы

Программа как средство перевода научных знаний в плоскость усвоения их учащимися способствует преодолению стихийности и хаотичности учебного процесса, обеспечивает системность в подаче учебного материала, разрабатывает средства достижения поставленной цели и дает возможность контролировать достижения. Хорошая программа корректируется по ситуации и носит ориентировочный характер.

Эмпирический способ составления программы гипотетического элективного курса предполагает определенный уровень подготовленности учителя и учащихся:

Но в первую очередь необходима

Учитель-практик должен уметь ясно, конкретно, реалистично ставить цель, прогнозировать обеспеченность ее ресурсами, определять степень внутренней и внешней мотивации учащихся к конкретной учебной деятельности в ограниченном промежутке времени. Успешная программа может и должна с наименьшими временными и ресурсными затратами логично и увлекательно развертывать актуальное содержание темы. В этом смысле программа кардинально отличается от намерения, мечты и фантазии.

Требования к программе элективного курса

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки и профильного обучения должна:

Алгоритм написания программы

Перед тем как приступить к написанию официального документа программы элективного курса, рекомендуем заполнить таблицу 1:

Данная таблица содержит практически всю необходимую информацию для написания авторской программы, которая включает:

Рабочая таблица может выглядеть следующим образом (см. табл. 2).

После заполнения таблицы необходимо трансформировать ее в четко структурированный текст и дополнить приложением, в котором представлены авторские материалы, разработки отдельных уроков или учебных модулей.

Из книги: Предпрофильная подготовка и профильное обучение: иностранный язык: Сборник программ элективных курсов по иностранным языкам: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: Л.К. Никитина, И.В. Ларионова. – СПбАППО, 2005.


Таблица 1

Алгоритм составления программы элективного курса

1.    Название элективного курса
 
2.    Тип элективного курса  
3.    Продолжительность/количество часов (в блоке и модулях)  
4.    Цели и задачи (с учетом типа курса и его функций)  
5.    Тематическое содержание (с указанием количества часов)  
6.    Технологии (используемые учителем)  
7.    Виды деятельности (предлагаемые учащимся)  
8.    Возможные «социальные пробы». Ожидаемый результат  
9.    Ориентация на профиль (для предпрофильной подготовки)  
10.  Опорный/дополнительный рабочий материал  

Таблица 2

Рабочая таблица

Название
Тип/
Продолжительность
Цели и задачи
Содержание/
Количество часов
Технологии, предлагаемые учителем
Виды деятельности учащихся
Ориентация на профиль/Результат/
Конечный продукт