Methodisches
Программа-проспект элективного курса «Чтобы за границей не заблудиться»
И. М. ЗОЛОТАРЬ, школа № 233, Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Данный элективный курс предоставляет учащимся возможность предпрофильной подготовки в рамках учебного предмета «Иностранный язык».
Курс ориентирован на учащихся 8–9-х классов общеобразовательных школ и школ с углубленным преподаванием немецкого языка: 1–2 часа в неделю (34–70 часов за год).
Цель курса
В возрасте 15–16 лет учащиеся наиболее активно участвуют в обмене школьников с партнерскими школами из Германии. Данный курс поможет им правильно себя вести в иноязычной культурной среде и решать коммуникативные задачи в условиях дефицита языковых средств.
Задачи курса
- Развитие коммуникативно-прагматических умений в различных видах речевой деятельности: говорении, аудировании и письме;
- формирование компенсаторных умений, направленных на реализацию иноязычного общения вербальными и невербальными способами;
- формирование социокультурной и лингвострановедческой компетенции, расширение представлений о стране изучаемого языка;
- повышение мотивации и реализация интереса к предмету в повседневном языковом пространстве.
Содержание курса
В программу курса входят следующие темы:
«Знакомство», «Поездка», «Городской транспорт», «В аэропорту», «В поезде», «На границе», «Гостиница», «У администратора», «В номере», «Еда», «Заказ завтрака», «Самообслуживание в кафе», «В ресторане», «В гостях», «Покупки», «Одежда», «Подарки», «Культурная программа», «Посещение кинотеатра», «Театр», «Экскурсии», «Переписка», «Открытка», «Письмо личного характера».
Предметное содержание программы курса направлено на овладение языковой и социальной компетенциями.
Языковая компетенция предусматривает овладение следующими языковыми действиями:
- представиться, расспросить собеседника и рассказать о себе, о работе, о семье;
- сформулировать вопросы по поводу проезда по городу и в поезде;
- заказать билеты на поезд, самолет; забронировать номер в гостинице;
- заказать еду в номер/в ресторане, участвовать в разговоре за столом;
- сформулировать вопросы о характеристике и качестве товара и выразить свои желания;
- написать открытку, письмо личного характера;
- участвовать в разговоре с целью посещения кино, театра и обсуждать увиденное.
Социальная компетенция предполагает:
- умение общаться в заданной ситуации;
- осознание и умение учитывать в процессе общения национальные межкультурные различия в поведении и коммуникации;
- формирование социолингвистических и психолингвистических понятий.
Для решения поставленных коммуникативных задач используются:
- различные стратегии чтения и аудирования (с пониманием основного, выборочного и полного содержания) в зависимости от коммуникативной задачи;
- парная и групповая работа;
- ролевая игра.
Итоговые работы
В качестве конечного продукта предполагаются такие социальные пробы:
- дневник пребывания в Германии;
- сочинение/эссе на свободную тему, связанную с поездкой в Германию или другую страну;
- тест (лексико-грамматический/страноведческий);
- составление туристического разговорника/справочника;
- написание письма или открытки личного характера;
- перевод с русского на немецкий язык.
Литература
Исакова Л. Д. Деловое общение. Geschäftsverkehr. – М.: Просвещение, 1997.
Кручинина М. А., Никитина Л. К. Разговорные темы. Alltag aktuell. – СПб.: Лингва, 2004.