Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Немецкий язык»Содержание №5/2007

Methodisches

От Школы года – к школе будущего

Немного истории

В 2006 году МОУ «Лицей № 7» г. Саяногорска исполнилось 18 лет. Для истории – срок небольшой, но ведь речь идет о школе, где каждый год одно поколение сменяет другое. Школа № 7 открылась 1 сентября 1988 года. И с тех пор школа растёт и становится все более известной в первую очередь потому, что в ней работают настоящие профессионалы.

О педагогах

Педагогический коллектив стремится к тому, чтобы ученики, с одной стороны, получали качественные знания, которые бы им пригодились в будущем, с другой – вырастали хорошими людьми. А объединяет педагогический коллектив уважение к интеллектуальному труду и вера в возможности учеников, устремленных к знаниям. И сегодня высшую квалификационную категорию имеют 40 педагогов, первую – 48 педагогов.

26 педагогов имеют звания «Почетный работник общего образования» и «Отличник народного образования», 2 педагога – лауреаты Соросовской премии, 1 – лауреат премии «Династия», 1– заслуженный учитель России, 1 – заслуженный тренер Республики Хакасия.

Успехи и достижения

Школа года – это очень высокое звание, которое присвоено ста российским школам, в их числе школа № 7. Трижды школа становилась лауреатом этого конкурса. В 2000 году стала лауреатом всероссийского конкурса «Школа века».

По итогам аттестации в 2005 году школе присвоен статус лицея.

Лицей № 7 сегодня

Что же такое лицей № 7 сегодня? Прежде всего, это центр естественно-научного образования, это семья, в которой почти 2000 учеников. Это творческая лаборатория, в которой идет эксперимент по обновлению содержания образования. Лицей – это большой мир творчества, где легко и свободно чувствуют себя все: и педагоги, и их воспитанники; педагогический процесс приобретает черты научно-исследовательской деятельности. Учащиеся лицея готовы и умеют учиться творчески. Сегодня в десяти профильных классах учат и физиков, и лириков. При создании профильных классов постарались учесть всё: и запросы родителей, которым непременно хотелось, чтобы их дети были юристами и экономистами; и запросы учащихся, которые видели себя только учеными – неважно, в какой области; и рекомендации психолога. А еще у лицеистов есть возможность пройти предпрофильную подготовку.

Успехи учеников

Ежегодно лицей № 7 г. Саяногорска занимает 1-е место в неофициальном зачете по городским предметным олимпиадам. В 2005/2006 учебном году учащиеся лицея заняли 44 призовых места, в основном 1-е и 2-е.

Поэтому по итогам городских олимпиад в составе команды на республиканские олимпиады число наших учащихся составляет большую часть. Лицеисты показывают стабильно высокие результаты. Учащиеся лицея Антон Сараев и Инна Шурышева представляли Республику Хакасия на Всероссийской олимпиаде по английскому языку.

Уже стало традицией принимать участие в ежегодной интернет-олимпиаде по английскому языку при поддержке Международного языкового центра и показывать высокие результаты. Сегодня с этим центром у лицея тесное сотрудничество: каждые полгода для одаренных детей проводятся интенсивные курсы – погружение в иноязычную среду с привлечением преподавателей – носителей языка из Англии, Ирландии, США.

Школа завтрашнего дня

Школа завтрашнего дня – это один из этапов инновационной программы, в рамках которой сделан акцент на развитии творческого потенциала учащихся. Здесь ребята не только имеют возможность углубленно изучать иностранный язык, но и взглянуть в будущее, попытаться разработать и опробовать интеркультурную модель «Поликультурность и многоязычие».

Экзамены

В 2004/2005 учебном году, когда выпускники имели право выбора формы выпускных экзаменов, 100 % учащихся лицея выбрали форму ЕГЭ.

Из 139 выпускников русский язык как обязательный предмет на «4» и «5» сдали 58 % обучающихся, а математику – 45 % обучающихся.

Предметы по выбору на «4» и «5» сдали от 50 до 92 % выпускников.

Профильное обучение в 10–11-x классах

Классы Профиль Кол-во уч-ся
10
Физико-химический
Физико-математический
Социально-экономический
Социально-гуманитарный (филология/правоведение)
Естественно-научный (физика/химия/оборонно- спортивный)
29
26
44
30
25
11
Cоциально-гуманитарный (филология/правоведение)
Физико-математический
Естественно-научный
Социально-экономический
22
48
19
27

Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов

В 2005/2006-м учебном году в МОУ «Лицей № 7» в параллели 9-х классов было всего 194 учащихся (7 классов).

В рамках предпрофильной подготовки на основе опросов, собеседования и пр. был определен набор курсов по выбору. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки осуществляет психолог Л.В. Усачева. Обследование 9-х классов проводилось по следующим методикам:

Созданы такие условия в организации учебного процесса, которые позволяют ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору, как минимум, два раза за учебный год. Определена оптимальная продолжительность курсов – 16 часов.

Содержание курсов предпрофильной подготовки не только включает информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомит учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.

Учащимися были выбраны следующие образовательные центры (см. таблицу ниже).

Образовательный центр Кол-во уч-ся
Естественно-научный
18
Экономический
27
Социально-правовой
16
Инженерно-технический
14
Гуманитарный
25
Физико-математический
28
Информационные технологии
21
Военно-спортивный
3
Искусство и дизайн
1

Для более подробного изучения предлагаются, например, следующие курсы:

Гуманитарный профиль

Естественно-научный профиль

Экономический профиль

Информационные технологии

Чтобы помочь девятиклассникам сориентироваться в мире профессий, был подготовлен курс «Твоя профессиональная карьера», который пользуется у обучающихся большим успехом.

Вся проведенная работа позволила МОУ «Лицей № 7» разработать портфолио выпускника основной школы.

Из приведенных таблиц видно, что гуманитарный профиль пользуется большой популярностью у старшеклассников. Пробудить интерес к этому профилю и к изучению иностранных языков помогают и элективные курсы для филологического предпрофиля, которые хотелось бы перечислить ниже:

Секреты стилистики (правила хорошей речи);
«Разумное, доброе, вечное» в зарубежной литературе XIX века;
Дух Великобритании;
Очевидное – невероятное: великие творения людей;
Путешествие по сети Интернет;
Творческое письмо (виды писем на английском языке);
Покупки за рубежом (английский язык).

Необходимо отметить, что 9-е классы обучаются в условиях шестидневной рабочей недели. Это позволяет выделить 3 часа на занятия в образовательных центрах. Кроме того, у учащихся есть возможность выбирать курсы из разных центров (например: биология и обществознание).

А.В. Вахета,
Лицей № 7, г. Саяногорск,
Республика Хакасия