Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Немецкий язык»Содержание №6/2009

Aktuelles

Не верьте стереотипам

Можно ли стать специалистом по иностранному языку, обучаясь на «заочке»?

Мы очень часто руководствуемся стереотипами. Иногда это помогает справиться с какими-то проблемами, а порой мешает принять правильное решение. Одним из стереотипов в сознании людей является представление о том, что невозможно выучить иностранный язык, обучаясь заочно. Мы расскажем о факультете заочного обучения Московского государственного лингвистического университета и надеемся, что ваше мнение о заочном образовании изменится.
Факультет заочного обучения принадлежит к числу старейших факультетов МГЛУ, он сущест­вует с начала 1930-х годов, имеет богатые традиции. За время своего существования факультет подготовил около двадцати тысяч высококвалифицированных специалистов. И это не является преувеличением, когда мы говорим о высоко­квалифицированных специалистах: среди наших выпускников есть замечательные учителя школ (может быть, сейчас кто-то из них читает эти строки), преподаватели вузов, в том числе работающие на разных факультетах нашего университета, мы гордимся и теми, кто проявил себя в науке, став кандидатами и докторами наук. Многие из выпуск­ников успешно работают переводчиками в различных фирмах, некоторые реализуют свой творческий потенциал на радио и телевидении, кто-то из выпускников находится на дипломатической службе.
На нашем факультете идет подготовка студентов по двум специальностям: «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (иностранный язык: английский) и «Перевод и переводоведение» (иностранные языки: немецкий, французский, английский).
Студенты факультета заочного обучения получают образование на бюджетной основе (есть, конечно, и такие, которые, заключив соответствующий договор с университетом, учатся на коммерческой основе, если, например, они параллельно являются студентами-бюджетниками другого вуза).
Срок обучения составляет 5 лет. Это тот классический и оптимальный срок подготовки специалистов, который зарекомендовал себя на протяжении десятилетий.
Тот, кто поступил к нам учиться, имеет возможность дальнейшего выбора, так как факультет предлагает фактически две формы обучения – заочную и регулярные занятия в вечернее время (эта форма максимально приближена к очно-заочной).
Классическая заочная форма предполагает, что основной акцент при обучении делается на самостоятельной работе студентов: в течение учебного семестра студенты выполняют довольно объемные контрольные задания по разным дисциплинам – не только лингвистического цикла, но и общеобразовательным, предусмотренным учебными программами при подготовке специалистов по вышеназванным направлениям, которые являются едиными независимо от формы обучения – очной, очно-заочной или заочной. Дважды в течение учебного года студенты занимаются на учебно-экзаменационных сессиях: зимой сессия продолжается две недели, летом – около трех недель. Для первокурсников предусмотрена так называемая установочная сессия в сентябре (дополнительно к зимней и летней сессиям).
Вечерние занятия на факультете заочного обучения являются дополнительной образовательной услугой. Став студентом факультета, человек сам определяет, будет он учиться заочно или регулярно в вечернее время посещать занятия в течение пяти лет (хотя переход на чисто заочное обучение не запрещается, если изменились какие-то обстоятельства). Более подробно ознакомиться с информацией об этих двух формах обучения можно на сайте МГЛУ (см. Факультет заочного обучения).
На факультете работают опытные преподаватели, доценты, разработавшие эффективную методику обучения иностранным языкам.
В настоящее время активнее используются возможности компьютерных технологий. Во-первых, студенты имеют возможность высылать выполненные задания по электронной почте. Во-вторых, преподавателями факультета подготовлены электронные материалы для самостоятельной работы в межсессионный период. Созданы обучающие программы по отдельным темам или разделам тем учебной программы по иностранному языку.
Но современные компьютерные технологии нель­зя рассматривать как универсальное сред­ство, способное заменить собой все другие формы работы. Они дополняют и обогащают учебный процесс, придают ему особую динамику и являются серьезным фактором мотивации при изучении иностранных языков.
Мы всегда готовы внедрять инновационные методы преподавания иностранных языков. И сегодня наши подходы отвечают требованиям времени. Хочется отметить, что преподаватели немецкого языка кафедры немецкого и французского языков участвовали в реализации международного проекта по повышению квалификации учителей немецкого языка школ (проект, в котором участвовали МГЛУ, университет г. Кассель в Германии, Немецкий культурный центр им. Гёте, Немецкая служба академических обменов – DAAD). Наши преподаватели проводили семинары для учителей, в т. ч. и по обмену опытом с коллегами из других городов России и ближнего зарубежья в НКЦ им. Гёте.
И сегодня наши контакты с НКЦ им. Гёте продолжаются. Мы участвуем в семинарах, организуемых институтом, и сами проводим семинары по актуальным проблемам лингводидактики.
Мы стараемся активно сотрудничать с редакцией газеты «Немецкий язык» Издательского дома «Первое сентября» – наверное, вы читали публикации наших преподавателей на страницах этой газеты, бывали на семинарах, проводимых нами во время Марафона учебных предметов.
Учебный процесс на нашем факультете ориентирован на личность обучающегося, что предполагает возрастание роли различных форм автономного обучения и их доли в учебном процессе. По словам К.Р. Роджера, «тот может считаться образованным, кто научился учиться, кто научился адаптироваться и изменяться, кто понял, что нет знаний, дающих чувство уверенности, – основания для уверенности дает только процесс поиска знаний».
Обязательной целью и компонентом содержания обучения иностранному языку и овладения им в рамках современного общеевропейского стандарта языкового образования является концепт автономии обучающегося как способности к самостоятельному овладению иностранным языком и к независимому его использованию.
В заданиях по типу «проект», которые являются неотъемлемой частью учебного процесса, также создаются предпосылки для самоорганизации и самореализации студентов, что полностью соответствует принципам автономного обучения и позволяет осуществить в какой-то степени связь теории и практики, что способствует лучшим результатам при усвоении учебного материала.
Студенты всех курсов кафедры немецкого и французского языков заочного факультета традиционно выполняют проект на тему «Новогодний праздник», где они не только демонстрируют уровень владения иностранным языком, но и развивают свои организаторские и артистические способности.
Интересен опыт реализации проекта «Россия и Германия: диалог культур». Здесь помимо принципов автономного обучения были осуществлены и междисциплинарные связи.
Приобретение навыков автономного обучения стимулирует и развитие аналитических способностей обучающегося, что находит свое выражение, в частности, при написании дипломной работы.
Студенты могут реализовывать и свой научный потенциал, участвуя в конференциях Студенческого научного общества МГЛУ, публикуя тезисы своих докладов в сборниках СНО МГЛУ.
Надеемся, что мы смогли показать то положительное, что имеется на нашем факультете, и помочь вам изменить мнение о заочном образовании.
Более полную информацию о факультете заочного обучения, о других факультетах МГЛУ, о правилах приема вы всегда найдете на сайте МГЛУ http://www.linguanet.ru.

Н.Н. Данилова,
заведующая кафедрой немецкого
и французского языков
факультета заочного обучения МГЛУ