Methodisches
Музыка как один из способов повышения мотивации учащихся
Как повысить мотивацию учащегося к изучению иностранного языка? Уже многие десятилетия специалисты пытаются найти универсальное решение этой весьма сложной и многогранной задачи.
Существует много разных способов, принципов, авторских методик. Большинство из них возлагают всю тяжесть труда и все действия, необходимые для повышения мотивации учащихся, на и так уже выбивающегося из сил учителя иностранного языка, вместо того чтобы пытаться облегчить ему жизнь новаторскими разработками и методиками.
Не проще ли прибегнуть к помощи технических устройств и путем нажатия одной лишь кнопки изменить всю атмосферу урока, привлечь внимание всех учащихся и заставить их на подсознательном уровне запомнить урок и изучаемый на этом уроке новый материал?
Это вполне реально, если обратиться к музыке. Именно музыка стоит в центре эстетических воззрений не только молодого поколения, но и современного социума вообще. Непосредственно на уроках она обладает очевидными мотивационными характеристиками и обеспечивает учителя возможностью непосредственного и целостного воздействия на личность учащегося.
С 90-х гг. ХХ века ученые – как германисты, так и музыковеды – начинают интересоваться возможностью дидактически оправданного включения музыки в преподавание иностранного языка1. Многие из них пришли к выводу, что именно музыка может и должна играть решающую роль в повышении мотивации учащихся. Музыка, как никакое другое явление, имеет чисто физические (звуковысотность, громкость, амплитуда звучания) и психологические свойства (эмоционально воздействующие характеристики, такие как тональность, лад, даже «настроение произведения», т. е. основная мысль, которую тот или иной композитор стремился передать своим творением).
В своей совокупности они способны оказывать желаемое воздействие на учащегося.
Считается, что процессы, связанные с логикой и речью, происходят в основном в левом полушарии мозга, а восприятием музыки, нашими чувствами и эмоциями ведает правое полушарие. Факт, что человек непроизвольно реагирует на музыку, не вызывает сомнений.
К примеру, музыкальное сопровождение во время деловых переговоров позволяет довести их до результативного завершения, музыкальный фон во время тренировок заставляет спортсменов забывать о своей физической усталости или вовсе не чувствовать ее, на радио и телевидении музыка используется для привлечения внимания даже самых пресытившихся информацией людей, она один из самых мощных рычагов воздействия на психику.
Музыка способна быстро вызывать чувства и эмоции невероятной силы. То, что в книге описывается многими предложениями, в музыке часто можно выразить одним лишь мотивом или аккордом.
Существуют наблюдения, что слуховое восприятие вызывает гораздо более сильный эмоциональный отклик, чем зрительное. Вид раненого животного или человека, которые страдают молча, возможно, не произведет особого впечатления на того, кто это видит. Но если при этом человек или животное будут пронзительно кричать, то это обычно сильно воздействует на наблюдателя2.
Музыка в преподавании иностранного языка связывает физическую активность с творческими результатами – пение, например, активизирует голосовые связки и поднимает настроение, что является основополагающей предпосылкой для успешного учения как такового.
Если бы детям предлагалось что-то иное, более современное и инновационное, чем традиционный урок иностранного языка с периодическими упражнениями на аудирование или занятие по страноведению, которое заканчивается на сказках братьев Гримм и народных песнях, то было бы намного легче развить настоящее «чувство языка» у учащихся. И именно здесь музыка (несомненно, музыка страны изучаемого языка, но никак не музыка, ограниченная только народным жанром) смогла бы оказать значительное со- и воздействие.
В начале 90-х гг. ученым К. Гиено и А. Хельвигу удалось определить роль музыки в обучении иностранному языку в процессе «письменного мышления» (Schreibdenken), т. е. во время создания учащимися письменных текстов. Они установили, что музыка выполняет функцию связующего звена между восприятием и переносом в иноязычную речь мыслей человека3. Эта гипотеза была подтверждена в т. ч. и результатами исследований когнитивной психологии4.
Кроме того, дальнейшие исследования А. Хельвига показали, что на этапе восприятия, детализации, углубления материала музыка, дополнительно взывая к эмоциональным рецепторам, улучшает усвоение именно языкового учебного материала на 65–67 %!5
Традиционно на уроке немецкого языка преобладают объекты с вербальным компонентом: озвученные тексты, песни или «программная музыка», за которой, возможно, стоит целая история. Вследствие этого избираемые способы обработки музыки в обучении иностранному языку прекращают свое действие на уровне рецепции или, в лучшем случае, репродукции, причем в основном письменных текстов вокруг музыкальной единицы.
Но почему не поговорить, например, о творческом пути композитора или даже о самой композиции? Несомненно, и в такой форме работы будут присутствовать рецепция и продукция языка и, кроме того, весьма значительно расширится содержательный (культурно-специфический) багаж. Манфред Элерс сравнивает работу с музыкой на уроках немецкого языка с прочтением художественных текстов, задаваясь вопросом: «Чему можно научиться, когда, имея дело с шедевром мировой литературы, мы ограничиваемся лишь субъективно правильной артикуляцией при прочтении его вслух? Также и в музыке необходимо сохранять ‹ужас нового›, в столкновении с которым и зарождается процесс, называемый учением...»6
Основная нагрузка при включении музыки в преподавание немецкого языка ложится на возможности музыки в творческой – мотивационной – области.
Каждая фаза в процессе обучения языку характеризуется собственным психологическим механизмом. В предкоммуникационной фазе действует механизм художественно-психологической установки, в коммуникационной – механизм катарсиса, в посткоммуникационной – механизм ценностно-смысловой рефлексии.
По мнению Е.П. Крупник, процесс восприятия произведений искусства в целом и музыкального произведения в частности осуществляется при участии в нем двух факторов:
– прямого (восприятие строя произведения, его содержания);
– косвенного (различные ассоциации, вызванные ходом развития произведения, зависящие от интересов воспринимающего музыкальное произведение, его устремлений, жизненного опыта)7.
Восприятие музыки трактуется как активное оценочное отношение субъекта к воспринимаемой музыке. Это отношение определяется свойственной человеку системой музыкальных запросов, вкусов и интересов, формирующейся в процессе освоения им музыкального искусства и, в свою очередь, существенно влияющей на само восприятие. Отсюда следует:
– музыкальная перцепция всегда включает оценивание;
– оценивание осуществляется, с одной стороны, согласно художественным достоинствам произведения, а с другой стороны, согласно склонностям, привычкам, потребностям человека8.
Несомненно, музыка влияет на человеческие сердце и разум, и поэтому она может использоваться для того, чтобы настраивать человека на определенную ситуацию и определенное поведение.
Мотивационное воздействие музыки следует в любой форме использовать на уроках иностранного (немецкого) языка, чтобы как можно быстрее отойти от схоластического подхода к его изучению. Таким образом, учащиеся тоже начнут осознавать всю значимость данного предмета, и урок немецкого языка начнет переходить из области «надо делать» в область «хочу» и «интересно».
Любовь Кленнэр,
студентка 4-го курса МГПУ,
учитель немецкого языка, школа № 1271, г. Москва
1 P. Holoubek:Musik im Deutschunterricht. Frankfurt am Main, 1998, S. 24.
2 Adolescence, периодическое издание. Лос-Анджелес, 2003. С. 39–40.
3 W. Wangerin (Hrsg.): Musik und Bildende Kunst im Deutschunterricht. Baltmannsweiler, 2006. S. 274–276.
4 Там же, с. 312.
5Там же, с. 315–318.
6 J. Wermke (Hrsg.): Hören und Sehen. Beiträge zu Medien- und Ästhetischer Bildung. kopaed, München 2001. S. 137.
7 Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. С. 236.
8 Карасёва М.В. Власть музыки в музыке власти. Социально-психологические основы восприятия музыки (методические записки для музыковедов) // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве: Сб. статей. – Ростов-на-Дону, 2005.